Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
1
НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
2
НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
3
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 603950, Россия, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23.
Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов
Терентьев Евгений Андреевич – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Адрес: 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: eterentev@hse.ru
Рыбаков Николай Валерьевич – аспирант кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании. E-mail: rybakov-nv@phd.unn.ru
Бедный Борис Ильич – доктор физико-математических наук, профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры. E-mail: bib@unn.ru
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.
Адрес: 603950 Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23.
На данных интервью с аспирантами и их научными руководителями, а также опроса аспирантов шести российских университетов рассматриваются мотивы поступления в аспирантуру и обучения в ней и дается оценка их распространенности. Опираясь на теорию самодетерминации в мотивации Э. Деси и Р. Райана, авторы выделяют три основных типа мотивации: внутреннюю мотивацию, внешнюю мотивацию и амотивацию — и описывают их применительно к обучению в аспирантуре. Показано, что, несмотря на падение престижа академического труда в современной России, интерес к исследовательской деятельности, желание заниматься наукой и преподаванием остаются наиболее распространенным мотивом поступления в аспирантуру. Вместе с тем значительная доля аспирантов руководствуется внешними «неакадемическими» мотивами, такими как получение определенных социальных льгот либо намерение построить карьеру вне академической сферы, рассматривая ученую степень в качестве подспорья для своего продвижения.